Сайт Ребёнок.BY «Может случиться нервный срыв или депрессия». Психолог о том, в 5, 6 или 7 лет идти в школу — апрель 2017 г.

Споры о подходящем школьном возрасте не умолкают. В 2017 году изменения в Кодексе об образовании и вовсе всполошили общественность: теперь, чтобы отдать ребенка в школу в 5 лет, требуется только желание родителей и директора учебного заведения

Хватит издеваться над нашими детьми, как можно отдать в школу в 5 лет?

— возмущаются одни родители.

А я свою в 5 лет отдала — и ничего, отучилась!

— отвечают согласные с изменениями родители.

Так все же, в 5, 6 или 7? Во сколько лет отправить ребенку в школу? Как не навредить и можно ли самостоятельно распознать готовность учиться.

Ребенок.BY задал эти вопросы Елене Громовой — детскому практикующему психологу из Москвы, более 19 лет работающему с детьми и подростками.

В 6 или 7 идти в школу. О существовании подходящего возраста

— Елена, существует ли оптимальный возраст для начала школьного пути? Так, чтобы родитель отправил ребенка в первый класс, — и спокоен?

— Конечно, жёстких рамок здесь нет, а споры на эту тему продолжаются до сих пор. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, и у каждого свой темп развития. Однако, не зря возраст 7 лет считался долгие годы более подходящим для того, чтобы пойти в школу.

Связано это с тем, что именно в этот период возникает так называемый «кризис семи лет», и появляется новообразование под названием «внутренняя позиция школьника».

Ребёнок уже наигрался и выполнил все основные задачи дошкольника, и теперь может и хочет перейти на новую ступень развития, иметь новые отношения в социуме и со взрослыми. Ему интересны новые знания, и он готов трудиться для их получения.

Поэтому, когда у меня спрашивают, во сколько лучше, в 6 или 7 лет, я отвечаю, что лучше позже, чем раньше.

— А если все же вышло раньше, и школьником стал не готовый к этому ребенок. Чего ждать?

— Психологически не готовый к школе ребенок, конечно, будет пытаться тянуть школьную программу. Но школьная программа и требования учителя одинаковы для всех, без поблажек.

Неготовому ребёнку учиться трудно. Он может допускать ошибки, уставать, терять мотивацию к учёбе. Силы его быстро иссякнут, и есть риск начать болеть — физически и/или психологически.

Может случиться нервный срыв или даже начаться депрессия. И это становится проблемой и для ребёнка, и для родителя, и для учителя.

— Считается, что мальчики страдают от высокой нагрузки больше. Значит, их лучше отдать учиться позже?

— Всё зависит от конкретных мальчиков и девочек — бывает разное. Но такая тенденция, всё же, существует. Девочки зачастую созревают к 6,5- 7 годам, а мальчишки на полгода -год позже. Но, в любом случае, надо смотреть на каждого ребёнка в отдельности, независимо от пола.

— Вот родители и смотрят на своего, отдельного, ребенка. И видят: читает, считает до 100. Значит, нужно отдавать?

— Это одно из заблуждений родителей: если ребёнок умеет читать и считать — он готов к школе. На деле эти умения мало что значат. Ребёнок может казаться родителям интеллектуально развитым, однако другие способности и процессы, нужные для обучения, не сформировались. Вот он и читает, и считает, а учиться все равно трудно. А другой ребенок, не знающий ни букв, ни цифр, но готовый психологически, идет в школу и всему учится максимально быстро.

— А если школьный рюкзак носит с удовольствием и сам просится в школу?

— Если говорить о желании пойти в школу, потому что «там красивые портфели и книжки», «туда идут мои друзья», «там нет тихого часа», то это лишь внешние мотивы, а не настоящая мотивационная готовность. И мотив этот легко исчезнет при первых трудностях школьной жизни.

Мотивация, необходимая ученику — это так называемая «внутренняя позиция школьника», познавательная мотивация, когда ребёнок хочет быть учеником, хочет играть новую социальную роль, хочет узнавать и приобретать новые знания и умения, готов выполнять разные, порой непростые, задания.

Ученик должен быть самостоятельным и активным в получении знаний.

— О какой самостоятельности мы говорим? Первоклашка не ходит сам в школу, занимается с помощью учителя и родителей, порой даже дома один не остается.

Прежде всего, это элементарные навыки самообслуживания: застегнуть пуговицы, надеть и снять колготки, переодеть форму на физкультуру, застегнуть обувь. Это умение общаться и выстраивать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, не бояться подойти к учителю и задать вопрос. Так называемая «социальная готовность». Придя в школу, ученик сталкивается с ещё большим количеством ограничений и правил, чем это могло быть раньше. И определенным требованиям и правилам нужно уметь подчиняться.

Ну, а если говорить о выполнении домашних заданий с помощью родителей — это отдельная тема. В двух словах правило здесь такое:

Помоги мне сделать это самому.

— В основном, всегда проблемой видится раннее поступление в школу. А как быть в ситуации, когда ребенку в сентябре исполняется 6.9 лет или 7.9 лет? В каком возрасте отдавать в этом случае и грозит ли чем-нибудь позднее начало учебы?

— Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нужно видеть ребёнка. Есть дети, готовые к обучению к школе в неполные 7 лет, а есть те, кому будет сложно учиться и в 7,5. На мой взгляд, как я говорила ранее, — «лучше позже, чем раньше». Но лучший вариант — своевременно.

Распознаем готовность учиться

— И определяют эту своевременность психологи в детском саду. Проблема в том, что в белорусских садах трудно с местами, группы переполнены и уж точно нет отдельных для 7-леток. Поэтому мнение садовского психолога, который отправляет 6-летнего ребенка в школу, может ставиться под сомнение.

— Я слышала о таких случаях. На мой взгляд, здесь проблема вот в чём. Существует огромное количество всевозможных диагностических методик и заданий для детей, которые собираются пойти в школу. Все они по-разному смотрят на понятие готовности к школе.

И лишь немногие диагностики показывают действительный уровень психологической зрелости ребёнка.

Я давно работаю по диагностике профессора Н.И. Гуткиной и лично проверила ее эффективность за годы работы в садах и школах.

Проверяем без психолога

— Если родители хотят сами провести диагностику и убедиться в готовности ребенка учиться, как им это сделать? Можно ли тут обойтись без помощи специалиста?

— Да, родители могут сами понаблюдать за ребенком и сделать с ним некоторые упражнения.

Нужно знать, что первый и самый важный параметр готовности к школе — это мотивационная готовность.

Спросите у ребенка:

  • Хочешь ли ты идти в школу и почему?
  • Если тебе попадётся трудное задание, будешь ли ты стараться его выполнить или бросишь?
  • Если бы можно было в этом году не идти в школу, а ещё годик поиграться с игрушками, походить в детский сад, ты бы согласился?

Ребенок со сформированной мотивационной сферой хочет идти в школу за новыми знаниями и умениями, он готов выполнять трудные задания, а не бросать их. Играть еще годик в куклы и машинки ему тоже не охота.

Далее проверяем произвольную сферу — способность действовать по правилу и по образцу, способность управлять своим поведением.

  • Понаблюдайте, как долго ребенок может сидеть и выполнять задание
  • Поиграйте в игру «Найди и промолчи». Нужно спрятать предмет, а задача играющих найти, шепнуть ведущему, но молчать пока ищут другие
  • Можно поиграть в игру «Запрещённые слова» : задавать вопросы, подразумевающие ответ запрещёнными словами «чёрное»и «белое» или «да» и «нет».
  • Нарисуйте на листе бумаги простой крупный рисунок (дерево, грибок, солнце) и попросите ребёнка нарисовать точно такой же рисунок.
  • Можно провести известную методику Гуткиной «Домик».
Источник фото: dogmon.org

Если ребёнок хорошо справляется со всеми заданиями — произвольная сфера у него развита.

Третий параметр — это интеллектуальная сфера, и в ней самое важное, чтобы ребёнок был обучаем, мог обобщать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи.

Выложите перед ребёнком вперемешку разрезные картинки (картинки, повествующие об одной истории), состоящие из 3-4 частей и попросите его разложить их по порядку: что было в начале, что потом и чем история закончилась. Пусть ребёнок составить текст к выложенной истории

И четвертый параметр — это речевая сфера. Связная ли у ребенка речь, какой словарный запас, слышит ли ребёнок определённый звук в слове (фонематический слух).

Разрезные картинки, помимо интеллектуальной сферы, покажут и эти умения.

А чтобы узнать уровень развитости фонематического слуха, можно поискать определённые звуки в словах — «ищем звук «о» в словах, или звук «м». И называть ребёнку разные слова. «Есть этот звук в слове или нет?»

Изменения в Кодексе об образовании, или в школу в 5

— В Беларуси с нового года в Кодекс об образовании внесли изменения, которые позволяют идти в школу в 5 лет. Как вы считаете, школьная парта и 5 лет — совместимые понятия?

— Если речь идёт о «пред-школе», которая существует в некоторых западных странах, где обучение ребёнка в таком возрасте (5-6 лет) происходит в естественных условиях, где учатся через игру, а не в форме классно-урочного обучения, то вариант школы в 5 лет возможен.

Но если посадить ребёнка за парту на 45 минут в 5 лет — ничего хорошего не получится! Для детей такого возраста нужны другие условия и специально обученные педагоги.

Законы психического развития никто еще не смог изменить. Ребёнок в возрасте 5-5.5 лет не готов к условиям обучения в обычной школе!

— Если родители воспользуются предложенной возможностью, то в одном классе смогут учиться дети 5 и 7 лет. Будет ли такой класс нормально функционировать?

— К сожалению, это действительно, проблема. Учителю и так невозможно осуществить индивидуальный подход, ведь классы наполнены и даже переполнены. Поэтому, в современной школе ставка делается либо на средний уровень детей (как было в советское время), либо на более высокий, как в современной школе.

А остальным приходится пытаться тянуться до этого уровня или «волочиться» в отстающих. Это очень жестоко по отношению к детям.

И мне всегда искренне жаль первоклашек, которых отдали в школу слишком рано, психологически незрелыми.

Во время работы в школах, я видела, каких усилий стоит им учеба, когда они ещё не готовы к ней! Они не успевают, не всегда понимают, рука не слушается, высидеть урок трудно, они устают.

Поэтому само собой разумеется, что дети, которые ближе к 7 и к 8 годам, будут выделяться на фоне тех, кому 5 или 6. И однозначно, что и детям и учителю работать в таком классе будет непросто.

— А во сколько лет вы отправили своего ребенка в школу? Проводили ли диагностику готовности учиться?

Автор: Алена Щербинская

Источник:
https://rebenok.by/articles/stature/school/24179-mozhet-sluchitsya-nervny-sryv-ili-depressiya-psikholog-o-tom-v-5-6-ili-7-let-idti-v-shkolu.html