Ответы на вопросы женскому сайту «Лисица-Мастерица»
Во сколько лет отдать ребенка в школу? Этот вопрос сегодня мучает многих родителей. С одной стороны, большинство детей ходит в разнообразные школы раннего развития, кружки, занимается в секциях. Малыши умеют читать, писать, разносторонне развиты. Складывается ощущение, что они уже абсолютно готовы к школе. С другой стороны, есть большая опасность того, что психика шестилетних ребят все-таки еще не готова к сложностям школьной жизни. Бывает, что даже в семь лет малышу трудно влиться в новый коллектив, справляться с нагрузками на занятиях… Так что, вопрос этот весьма серьезный и не простой. Что же, будем разбираться во всех нюансах вместе с семейным психологом Громовой Еленой Леонидовной.
Тема интервью — Во сколько лет отдать ребенка в школу
Елена Леонидовна, скажите, умение писать и читать является критерием оценки готовности ребенка к школе?
— Нет, эти умения никак не определяют уровень психологической готовности к школе. Более того, ребёнок может не уметь читать, считать и писать, но быть психологически готовым к школе и овладеть этими навыками там в короткие сроки.
Надо ли учитывать желание ребенка идти в школу?
— Безусловно, надо. Но здесь важно понимать, что стоит за желанием или нежеланием ребёнка идти в школу.
Мотивационная готовность является одним из основных параметров психологической готовности к школе. Однако, мотивация должна быть внутренней — желание стать учеником и играть новую социальную роль, желание узнать что-то новое, потребность общаться со взрослыми на новом уровне. Это, так называемая, «познавательная мотивация».
Красивые портфели и тетради, ребята из садика, красивая форма…- это лишь внешние мотивы, которые легко могут «испариться» при первых же школьных трудностях и которые не отражают настоящей школьной мотивации.
А вот, если ребёнок категорически боится и не хочет идти в школу — тут надо разбираться, что за этим стоит. Бывает, что ребёнок так устаёт от разных, так называемых, подготовок к школе, что уже ничего не хочет. Или боится идти в школу, так как родители, старшие братья-сестры или воспитатели сказали что-нибудь в таком роде: «Вот, подожди, в школу пойдёшь — тогда узнаешь….», «В школе задают много заданий и учитель строгая»…..
Лишаем ли мы ребенка 1 года детства, отдавая его в школу в 6 лет?
— Этот вопрос не зря появляется у родителей, потому что ответ на него вполне очевиден: «Да, лишаете». Лишаете возможности свободно играть, быть ребёнком, который не имеет особых забот и обязательств.
Непонятно другое: почему этот вопрос возникает в головах у некоторых родителей, но они, всё равно, отдают его в школу?…
Какие могут быть в будущем проблемы, если отдать ребенка в школу раньше, чем следовало?
— Проблемы могут быть разного характера — как психологического, так и физического. Прежде всего, мотивация к учёбе может снижаться от года к году. Ребёнок в какой-то момент может начать прогуливать уроки, не выполнять домашние задания. У него могут появиться психосоматические нарушения, невротические реакции и даже депрессивные состояния.
Можно ли «передержать» ребенка и не будет ли ему потом скучно в школе?
— Если ребёнок уже готов психологически к школе по всем направлениям, то тогда ему может быть скучно находиться в саду ещё год, но если ребёнок ещё не достиг школьной зрелости, лишний год пойдёт ему только на пользу и поможет развить те сферы, которые к сентябрю ещё не были сформированы, но которые были необходимы для успешного школьного обучения.
Для ребёнка дошкольного возраста крайне важно выполнить задачу своего возраста — качественно и хорошо «наиграться», что не всегда удаётся детям, поскольку даже у дошкольников много времени уходит на всевозможные развивающие занятия.