Сегодня поговорим о бабушках и дедушках, о мамах и папах и о семье, в которой есть маленькие дети.

Какая иерархия в этой семье, кто должен воспитывать ребенка, как должны складываться отношения уже взрослых детей, которые стали мамой и папой, со своими родителями, то есть бабушкой и дедушкой.
Обратимся к Ветхому Завету, к Священному Писанию, где можно понять, какая же семья имеет преимущество: семья, в которой ребенок вырос и уже взрослый или семья, которую он создал.
Мы находим очень быстро понимание, какая же семья главней: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене, и да будут два в плоть едину».
Новая семья, которую создаёт уже выросший ребенок, взрослый человек, имеет преимущество над семьей, в которой он вырос.
Бабушки и дедушки не имеют таких прав принимать какие-то серьезные, важные решения в отношении ребенка, если только не возникла какая-то серьезная жизненная необходимость в этом или если мама добровольно не делегировала эти полномочия.
Чаще всего бабушки и дедушки очень активно живут жизнью своих взрослых детей, пытаются не просто помочь в уходе за внуками, но порой пытаются учить родителей, как правильно детей воспитывать, чем их правильно кормить, в чем правильно гулять.
Одно дело, если этих советов немного, и они достаточно деликатны, мама готова к ним прислушаться, отдавая дань уважения своей маме или свекрови, у которой был родительский опыт, которая действительно может быть более опытна в каких-то вопросах, а другое дело, если об этом не просят молодые родители.
Как же быть, если в семье происходит что-то подобное, если бабушка и дедушка переходят границы, и как родителям принимать решения, связанные с ребенком?
В любой ситуации надо использовать активно «я-сообщение». Это, когда я начинаю фразу с того, что для меня важно, что я чувствую.
Я не говорю: «Ты знаешь, мне не нравится, прекрати, ты меня не учи», а я говорю: «Я понимаю, что тебе хочется помочь». Я пытаюсь разглядеть в его действиях желание позаботиться, искреннее желание помочь и тогда я готова это оценить и признать, и сказать, что «Я ценю то, что ты делаешь. Для меня это очень важно, но все-таки мы его родители, и мы вправе принимать решения. Мы сами готовы справиться в этой ситуации, нам помощь не требуется».
Мы и не отталкиваем бабушку и дедушку, отдаем им дань уважения, что они действительно могли бы поделиться опытом, но при этом мы ставим определенные рамки, границы и показываем, кто же все-таки ответственен за жизнь и здоровье ребенка.

Психолог Елена Громова

Советы психолога 2016