Сайт Ребёнок.BY «Может случиться нервный срыв или депрессия». Психолог о том, в 5, 6 или 7 лет идти в школу — апрель 2017 г.
Споры о подходящем школьном возрасте не умолкают. В 2017 году изменения в Кодексе об образовании и вовсе всполошили общественность: теперь, чтобы отдать ребенка в школу в 5 лет, требуется только желание родителей и директора учебного заведения
Хватит издеваться над нашими детьми, как можно отдать в школу в 5 лет?
— возмущаются одни родители.
А я свою в 5 лет отдала — и ничего, отучилась!
— отвечают согласные с изменениями родители.
Так все же, в 5, 6 или 7? Во сколько лет отправить ребенку в школу? Как не навредить и можно ли самостоятельно распознать готовность учиться.
Ребенок.BY задал эти вопросы Елене Громовой — детскому практикующему психологу из Москвы, более 19 лет работающему с детьми и подростками.
В 6 или 7 идти в школу. О существовании подходящего возраста
— Елена, существует ли оптимальный возраст для начала школьного пути? Так, чтобы родитель отправил ребенка в первый класс, — и спокоен?
— Конечно, жёстких рамок здесь нет, а споры на эту тему продолжаются до сих пор. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, и у каждого свой темп развития. Однако, не зря возраст 7 лет считался долгие годы более подходящим для того, чтобы пойти в школу.
Связано это с тем, что именно в этот период возникает так называемый «кризис семи лет», и появляется новообразование под названием «внутренняя позиция школьника».
Ребёнок уже наигрался и выполнил все основные задачи дошкольника, и теперь может и хочет перейти на новую ступень развития, иметь новые отношения в социуме и со взрослыми. Ему интересны новые знания, и он готов трудиться для их получения.
Поэтому, когда у меня спрашивают, во сколько лучше, в 6 или 7 лет, я отвечаю, что лучше позже, чем раньше.
— А если все же вышло раньше, и школьником стал не готовый к этому ребенок. Чего ждать?
— Психологически не готовый к школе ребенок, конечно, будет пытаться тянуть школьную программу. Но школьная программа и требования учителя одинаковы для всех, без поблажек.
Неготовому ребёнку учиться трудно. Он может допускать ошибки, уставать, терять мотивацию к учёбе. Силы его быстро иссякнут, и есть риск начать болеть — физически и/или психологически.
Может случиться нервный срыв или даже начаться депрессия. И это становится проблемой и для ребёнка, и для родителя, и для учителя.
— Считается, что мальчики страдают от высокой нагрузки больше. Значит, их лучше отдать учиться позже?
— Всё зависит от конкретных мальчиков и девочек — бывает разное. Но такая тенденция, всё же, существует. Девочки зачастую созревают к 6,5- 7 годам, а мальчишки на полгода -год позже. Но, в любом случае, надо смотреть на каждого ребёнка в отдельности, независимо от пола.
— Вот родители и смотрят на своего, отдельного, ребенка. И видят: читает, считает до 100. Значит, нужно отдавать?
— Это одно из заблуждений родителей: если ребёнок умеет читать и считать — он готов к школе. На деле эти умения мало что значат. Ребёнок может казаться родителям интеллектуально развитым, однако другие способности и процессы, нужные для обучения, не сформировались. Вот он и читает, и считает, а учиться все равно трудно. А другой ребенок, не знающий ни букв, ни цифр, но готовый психологически, идет в школу и всему учится максимально быстро.
— А если школьный рюкзак носит с удовольствием и сам просится в школу?
— Если говорить о желании пойти в школу, потому что «там красивые портфели и книжки», «туда идут мои друзья», «там нет тихого часа», то это лишь внешние мотивы, а не настоящая мотивационная готовность. И мотив этот легко исчезнет при первых трудностях школьной жизни.
Мотивация, необходимая ученику — это так называемая «внутренняя позиция школьника», познавательная мотивация, когда ребёнок хочет быть учеником, хочет играть новую социальную роль, хочет узнавать и приобретать новые знания и умения, готов выполнять разные, порой непростые, задания.
Ученик должен быть самостоятельным и активным в получении знаний.
— О какой самостоятельности мы говорим? Первоклашка не ходит сам в школу, занимается с помощью учителя и родителей, порой даже дома один не остается.
Прежде всего, это элементарные навыки самообслуживания: застегнуть пуговицы, надеть и снять колготки, переодеть форму на физкультуру, застегнуть обувь. Это умение общаться и выстраивать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, не бояться подойти к учителю и задать вопрос. Так называемая «социальная готовность». Придя в школу, ученик сталкивается с ещё большим количеством ограничений и правил, чем это могло быть раньше. И определенным требованиям и правилам нужно уметь подчиняться.
Ну, а если говорить о выполнении домашних заданий с помощью родителей — это отдельная тема. В двух словах правило здесь такое:
Помоги мне сделать это самому.
— В основном, всегда проблемой видится раннее поступление в школу. А как быть в ситуации, когда ребенку в сентябре исполняется 6.9 лет или 7.9 лет? В каком возрасте отдавать в этом случае и грозит ли чем-нибудь позднее начало учебы?
— Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нужно видеть ребёнка. Есть дети, готовые к обучению к школе в неполные 7 лет, а есть те, кому будет сложно учиться и в 7,5. На мой взгляд, как я говорила ранее, — «лучше позже, чем раньше». Но лучший вариант — своевременно.
Распознаем готовность учиться
— И определяют эту своевременность психологи в детском саду. Проблема в том, что в белорусских садах трудно с местами, группы переполнены и уж точно нет отдельных для 7-леток. Поэтому мнение садовского психолога, который отправляет 6-летнего ребенка в школу, может ставиться под сомнение.
— Я слышала о таких случаях. На мой взгляд, здесь проблема вот в чём. Существует огромное количество всевозможных диагностических методик и заданий для детей, которые собираются пойти в школу. Все они по-разному смотрят на понятие готовности к школе.
И лишь немногие диагностики показывают действительный уровень психологической зрелости ребёнка.
Я давно работаю по диагностике профессора Н.И. Гуткиной и лично проверила ее эффективность за годы работы в садах и школах.
Проверяем без психолога
— Если родители хотят сами провести диагностику и убедиться в готовности ребенка учиться, как им это сделать? Можно ли тут обойтись без помощи специалиста?
— Да, родители могут сами понаблюдать за ребенком и сделать с ним некоторые упражнения.
Нужно знать, что первый и самый важный параметр готовности к школе — это мотивационная готовность.
Спросите у ребенка:
- Хочешь ли ты идти в школу и почему?
- Если тебе попадётся трудное задание, будешь ли ты стараться его выполнить или бросишь?
- Если бы можно было в этом году не идти в школу, а ещё годик поиграться с игрушками, походить в детский сад, ты бы согласился?
Ребенок со сформированной мотивационной сферой хочет идти в школу за новыми знаниями и умениями, он готов выполнять трудные задания, а не бросать их. Играть еще годик в куклы и машинки ему тоже не охота.
Далее проверяем произвольную сферу — способность действовать по правилу и по образцу, способность управлять своим поведением.
- Понаблюдайте, как долго ребенок может сидеть и выполнять задание
- Поиграйте в игру «Найди и промолчи». Нужно спрятать предмет, а задача играющих найти, шепнуть ведущему, но молчать пока ищут другие
- Можно поиграть в игру «Запрещённые слова» : задавать вопросы, подразумевающие ответ запрещёнными словами «чёрное»и «белое» или «да» и «нет».
- Нарисуйте на листе бумаги простой крупный рисунок (дерево, грибок, солнце) и попросите ребёнка нарисовать точно такой же рисунок.
- Можно провести известную методику Гуткиной «Домик».

Если ребёнок хорошо справляется со всеми заданиями — произвольная сфера у него развита.
Третий параметр — это интеллектуальная сфера, и в ней самое важное, чтобы ребёнок был обучаем, мог обобщать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи.
Выложите перед ребёнком вперемешку разрезные картинки (картинки, повествующие об одной истории), состоящие из 3-4 частей и попросите его разложить их по порядку: что было в начале, что потом и чем история закончилась. Пусть ребёнок составить текст к выложенной истории
И четвертый параметр — это речевая сфера. Связная ли у ребенка речь, какой словарный запас, слышит ли ребёнок определённый звук в слове (фонематический слух).
Разрезные картинки, помимо интеллектуальной сферы, покажут и эти умения.
А чтобы узнать уровень развитости фонематического слуха, можно поискать определённые звуки в словах — «ищем звук «о» в словах, или звук «м». И называть ребёнку разные слова. «Есть этот звук в слове или нет?»
Изменения в Кодексе об образовании, или в школу в 5
— В Беларуси с нового года в Кодекс об образовании внесли изменения, которые позволяют идти в школу в 5 лет. Как вы считаете, школьная парта и 5 лет — совместимые понятия?
— Если речь идёт о «пред-школе», которая существует в некоторых западных странах, где обучение ребёнка в таком возрасте (5-6 лет) происходит в естественных условиях, где учатся через игру, а не в форме классно-урочного обучения, то вариант школы в 5 лет возможен.
Но если посадить ребёнка за парту на 45 минут в 5 лет — ничего хорошего не получится! Для детей такого возраста нужны другие условия и специально обученные педагоги.
Законы психического развития никто еще не смог изменить. Ребёнок в возрасте 5-5.5 лет не готов к условиям обучения в обычной школе!
— Если родители воспользуются предложенной возможностью, то в одном классе смогут учиться дети 5 и 7 лет. Будет ли такой класс нормально функционировать?
— К сожалению, это действительно, проблема. Учителю и так невозможно осуществить индивидуальный подход, ведь классы наполнены и даже переполнены. Поэтому, в современной школе ставка делается либо на средний уровень детей (как было в советское время), либо на более высокий, как в современной школе.
А остальным приходится пытаться тянуться до этого уровня или «волочиться» в отстающих. Это очень жестоко по отношению к детям.
И мне всегда искренне жаль первоклашек, которых отдали в школу слишком рано, психологически незрелыми.
Во время работы в школах, я видела, каких усилий стоит им учеба, когда они ещё не готовы к ней! Они не успевают, не всегда понимают, рука не слушается, высидеть урок трудно, они устают.
Поэтому само собой разумеется, что дети, которые ближе к 7 и к 8 годам, будут выделяться на фоне тех, кому 5 или 6. И однозначно, что и детям и учителю работать в таком классе будет непросто.
— А во сколько лет вы отправили своего ребенка в школу? Проводили ли диагностику готовности учиться?
Автор: Алена Щербинская
Источник:
https://rebenok.by/articles/stature/school/24179-mozhet-sluchitsya-nervny-sryv-ili-depressiya-psikholog-o-tom-v-5-6-ili-7-let-idti-v-shkolu.html